Отмечены вспышки заболевания туляремией

В 2005 г. в ряде центральных регионов страны отмечается повышение активности природных очагов туляремии — опасной для человека инфекции, носителями которой являются грызуны, сообщает территориальное управление «Роспотребнадзора» по городу Москве.

Вспышки заболевания были зарегистрированы в Нижегородской, Владимирской, Рязанской, Воронежской и других областях. В Подмосковье неблагополучны в этом отношении Орехово-Зуевский, Наро-Фоминский, Ногинский, Волоколамский, Истринский районы.

Обычно от туляремии страдают сельские жители. Но, по данным госсанэпидслужбы Москвы, в этом году и среди горожан было зарегистрировано более 70 случаев заражения данной болезнью — самый высокий показатель за последние 10 лет.

Туляремия — природно-очаговая зоонозная инфекция. Распространяется заболевание посредством иксодовых клещей и кровососущих насекомых — комаров, слепней, различных эктопаразитов. В сельских районах, особенно неблагополучных по туляремии, инфекция передается через зараженные выделения больных зверьков, пищевые продукты, сено, зерно, непроточные открытые водоемы. Это заболевание опасно ещё и тем, что люди к нему очень восприимчивы.

Заражение человека происходит путем прямого контакта с больным животным через поврежденные участки кожи, при употреблении в пищу зараженных продуктов питания или воды из открытых водоемов. Несоблюдение элементарных правил личной гигиены во время проведения сельхозработ (ворошение сена, соломы, переборка овощей) или во время отдыха на природе также приводит к попаданию в организм возбудителя. Обычно болезнь начинается внезапно, с резким увеличением температуры до 39-40С, появлением сильной головной боли, усталости, сонливости, боли в мышцах. Отмечается увеличение лимфоузлов. На пораженных участках кожи в местах проникновения микробов возникают нагноения и язвочки. Попадание инфекции через дыхательные пути нередко приводит к воспалению легких.

Для лечения туляремии используют антибиотики широкого спектра действия, и при своевременном принятии мер выздоровление наступает уже через 2–3 недели. А приобретенный иммунитет сохраняется на протяжении многих лет.

В неблагополучных по заболеванию областях региональные службы Госсанэпиднадзора осуществляют постоянный контроль очагов инфекции, ведут санитарно-просветительскую работу с населением. Особое значение имеют профилактические мероприятия в крупных животноводческих и овощеводческих хозяйствах, на мясоперерабатывающих предприятиях и пищекомбинатах. Необходима обязательная вакцинация персонала и населения живой туляремийной вакциной, но, к сожалению, в отдельных районах на это не хватает бюджетных средств.

Главное же условие создания эпидемиологического благополучия по туляремии — поддержание санитарной чистоты во всех производственных помещениях и на прилегающей территории. Это относится и к городским, и к сельским хозяйствам. Предотвращает распространение инфекции своевременное уничтожение грызунов и насекомых. Такие мероприятия должны планироваться на основании результатов эпизоотического обследования и тщательно контролироваться. Профилактические меры борьбы с туляремией особенно актуальны сейчас, из-за резкого увеличения численности мышей и крыс — основных носителей инфекции.

Источник: Агентство АгроФакт